В этом мире невозможно увидеть Всевышнего Господа, преславен Он и возвышен. Иначе все люди уверовали бы и никакого смысла в этой мирской жизни не было бы. Лицезреть Бога — пик всех наслаждений, а это человек никак не сможет испытать в этом бренном мире, где он временно проходит испытания и не может найти полноценный покой.
Однажды твёрдая гора стала прахом из-за величия Всевышнего, когда Муса (Моисей) — великий Пророк Бога сказал: «Господи! Покажись мне, дабы взглянул я на Тебя!» В ответ на это Господь сказал: «"Ты Меня (в этом мире) не увидишь, но посмотри на (ту) гору. Если она удержится на своём месте, то ты увидишь Меня". Когда же Господь его показался горе, то обратил её в прах, и пал Муса без сознания. Придя в себя, он сказал: "Преславен Ты! Я раскаиваюсь пред Тобой, и я – первый из верующих!"» (Коран, 7:143).
Приводит в своём «Тафсире» хафиз Ибн Касир: сказал Ибн Аббас: «"Когда же Господь его показался горе", — лишь на часть, размером с мизинец, "то обратил её в прах", — то есть после этого Аллах превратил эту гору в пыль. "И пал Муса без сознания. Придя в себя, он сказал: «Преславен Ты! Я раскаиваюсь пред Тобой, и я – первый из верующих»", — то есть я первый из тех, кто уверовал в то, что Тебя никто не может лицезреть на этом свете».
Так как же слабый человек в этом мире может выдержать лицезрение Аллаха, если его не выдержал великий Его Пророк, мир ему?! Ты видишь солнце, но не можешь его постичь, то есть охватить взором со всех сторон. Ты видишь небо, но не можешь постичь его размеры и границы. Если таково положение относительно творений, то что же тогда сказать о Творце всего и вся?! Об этом и говорит наш Господь в Коране: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры». (6:103).
Обладатели знания сказали, что этот аят не означает то, что Всевышнего Бога вообще никогда невозможно увидеть. Постижение (идрак) – это не есть лицезрение. Верующие увидят своего Господа, но только в жизни Вечной, в День Воскресения, да сделает нас Аллах из их числа. Однако они не смогут постичь Его, то есть не смогут постичь Его величия и объять Его знанием.
И в аяте о Пророке Мусе не имеется в виду вечное отрицание лицезрения, а имеется в виду: ″Ты не увидишь Меня сейчас, в мирской жизни″, как сказали учёные-языковеды. Слово ″لَن″ (лян), употреблённое в аяте, не указывает на вечное отрицание, а лишь указывает на отрицание в течение определённого срока. Ибо существуют доводы относительного того, что верующие увидят Аллаха в Последней обители, как например, Слова Всевышнего:
وجوه يومئذ ناضرة ٠ إلى ربها ناظرة
«Лица (верующих) будут в Тот День сияющими, на Господа своего взирающими». (75:22-23).
Приводит в своём «Тафсире» аль-алляма имам аль-Багауи: сказал Ибн Аббас: «То есть их лица будут прекраснейшими и взирающими на Господа воочию, своими глазами».
В Райской Обители его обитателям будет дана сила Самим Господом, и они смогут лицезреть Прекрасного и Пречистого Аллаха так, как подобает Его величию. Это будет происходить по воле Всевышнего, ибо Он способен на всякую вещь, и это будет проявлением высочайшей щедрости от Него. Они уверовали в Аллаха в мирской жизни, не видя Его, и Аллах проявит им щедрость Свою, явит Себя пред ними в Раю, дабы они насладились взглядом на Него Прекрасного, Которому нет равных и подобных, о Аллах... О Господь наш, позволь же нам, Твоим рабам, лицезреть Твой Благородный Лик в Райской Обители и восхвалять Тебя так, как подобает Твоему величию.
Написал Кенан Абу Абдуррахман,
11 Зулька’да, 1439 г.х.